Полезные статьи        04 ноября 2013        1198         0

Арт-деко — стиль в ювелирном искусстве

Стиль арт-деко (приблизительные границы: 1920-1935)

 

Ювелирные изделия эпохи арт-деко отражают новые веяния после Первой мировой войны, так называемые ревущие двадцатые, хотя от­дельные украшения , в которых четко прослеживаются следы этого стиля, появились на много лет раньше. Некоторые ранние произведе­ния стиля арт-деко продолжали традиции «старого» арт-нуво и харак­теризовались фигурными и яркими цветочными мотивами, но эта тенденция постепенно сошла на нет, отдаляясь от плавных кривых ли­ний в сторону более четких линий и геометрических форм.
 
Арт-деко-стиль-в-ювелирном-искусстве-1

 

Стиль арт-деко в и нтерьере также часто применялся и пользовался популярностью. Несмотря на то что в большом объеме использовались платина и бриллианты, гораздо чаще стали применяться самоцветы, включая (помимо рубина , изумруда и сапфира ) такие камни, как цитрин, пе­ридот, аквамарин и гранат. Крупные экземпляры этих камней были вполне доступны и, как правило, гранились в квадратных или пря­моугольных «изумрудных» стилях. Также начинается период об­ширного применения жада, кораллов и черного оникса. Украшения периода арт-деко характеризуются геометрическими формами для самоцветов, а также распространением необычных форм для брил­лиантов (трапеция, квадрат, треугольник и полумесяц), которые использовались в качестве боковых камней с крупными бриллиантами или включались в изысканные геометрические узоры.
 
Арт-деко-стиль-в-ювелирном-искусстве-2

 

Другим новшеством этого периода стало использование самоцветов для создания или расширения геометрических узоров. Нередко встречаются рядки черного оникса или небольшие калиброванные граненые самоцветы — квадратные или прямоуголь­ные камни ступенчатой огранки — для создания интересных узоров в контексте более крупного общего рисунка. Создавалось впечатление, что мало кого бес­покоило естественное или синтетическое происхож­дение камней. Учитывая, что найти рубины, сапфиры и изумруды идеально одинаковых оттенков было очень трудно и это отнимало много времени, только лучшие мастера настаивали на использовании исклю­чительно натуральных камней. Отдельные произво­дители менее дорогих ювелирных изделий брали вместо этого синтетический материал.
 
Арт-деко-стиль-в-ювелирном-искусстве-4

 

Принимая во внимание их небольшой размер и незначительную общую массу, самоцвет как структурный элемент был весьма незначительным фактором при определении итоговой стои­мости украшения, но это вовсе не означает, что они натуральные, вне зависимости от подлинности бриллиантов и использования платины. Небольшие откалиброванные камни, обнаруженные во многих изде­лиях периода арт-деко, проданные с аукционов как подлинные, в ито­ге оказались синтетическими.
 
Арт-деко-стиль-в-ювелирном-искусстве-5

 

Рассказ о периоде стиля арт-деко был бы неполным без упоминания дома Cartier, влияние ювелиров-дизайнеров которого на все движе­ние арт-деко было огромным. Ведущим мастером дома Cartier в это время был Шарль Жако. Он считается одним из основоположников стиля арт-деко. Его произведения оказали влияние не только на ра­боты Картье, но на всех остальных более или менее значимых юве­лиров того времени. Его интерес к китайской и иранской традиции выражался в использовании преобладавших на тот момент восточ­ных мотивов. Живой интерес к русскому балету (и смелым цвето­вым решениям, свойственным его костюмам и декорациям) вдохно­вил его на использование ярких цветов.
 
Арт-деко-стиль-в-ювелирном-искусстве-6

 

Любовь к Индии и насле­дию махараджи, у которых Cartier приобрел много красивых камней, вдохновила его на создание стиля «фруктовая корзина», в наши дни известного как «тутти-фрутти». А увлечение историей Древнего Египта вылилось в явление, получившее название Египетского Воз­рождения, которое стало, пожалуй, венцом его вклада в ювелирное искусство. Это движение получило сильный импульс к дальнейше­му развитию после обнаружения гробницы Тутанхамона в 1922 г. К ведущим мастерам периода арт-деко относятся такие имена, как Cartier, VanCleef&Arples , Bucheron , Chaumet , Mauboussin, Bolin , Belperron, Mellerio, Георг Дженсен, LaCloche, Templier, Tiffany , Marchak, Джеймс Колдвэлл и Фуке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *