Происхождение агата
Камень агат — принц разнообразия среди самоцветов. Желваки, скрывающие внутри нежные и неожиданные переходы цвета этого минерала, внешне похожи на залежалые картофелины. Однако на их срезах и спилах открывается целый мир удивительных форм и расцветок.
Вглядываться в чередование тонких прослоек агата можно долго. Они притягивают глаз, демонстрируя удивительный результат процессов, протекавших в недрах нашей планеты миллионы лет назад. Агат камень, свойства которого очаровывают людей своей красотой в течение тысячелетий. По одной версии, этот минерал получил свое название от греческого слова ahathos- «полезный», «счастливый».
По другой — название намекает на одну из речек в Сицилии. Во времена античности ее называли Ахастес, современное название — Дирилло. Она впадает в Средиземное море на юге острова. Если подняться вверх по течению, выше одноименного озера Дирилло, можно местами увидеть каменистые аллювиальные отложения.
Они состоят из кварца настолько белого цвета, что для любования местным пейзажем хочется вооружиться солнцезащитными очками. Возможно, среди окатышей вам удастся найти и кусочки самоцветов, ведь около двух с половиной тысячелетий назад эта река славилась своими природными агатами. О них упоминает знаменитый античный энциклопедист Теофраст в своем сочинении «О камнях».
История агата
Топонимика хранит древнюю историю. Неподалеку от современной сицилийской речки Дирилло, существует деревушка, в названии которой ухо четко ловит слово агат. Когда Теофраст писал своё знаменитое сочинение про камни самоцветы, на Сицилии уже не один век существовали греческие колонии.
Они имели такие названия: Гела, Занкла, Наксос, Селинунт. Мастера этих колоний делали из местного агата печатки, бусины и другие украшения. До сих пор агаты, которые привезены из Сицилии, называют греческими агатами. В древних текстах сохранилось упоминание о корабле-дворце, который был построен в IIIвеке до н. э. по приказу правителя Сиракуз. Спуском его на воду руководил прославленный Архимед. Так вот, все полы на этом судне были мозаичными — выложенными из агатов и других местных самоцветов.
С агатами были знакомы шумеры. Украшения с агатами встречаются при раскопках в Месопотамии. Агатовые бусы и ожерелья найдены при раскопках гробницы царицы Шубад. Она была властительницей шумерского города Ура более пяти тысяч лет назад. Агат уважали древние египтяне. Много агатовых украшений найдено в гробнице фараона Тутанхамона.
Арабы и персы называли полосатые камни «джаз», и большинство из этих самоцветов были именно агатами. Среди агатов действительно много «полосатых» камней. Иначе такие агаты называют ленточными или слоеными (bandedagate, stripedagate). В некоторых образцах зона шириной всего в 1 см может содержать до 7000 различных слоев. Разумеется, такое тонкое строение камня удается рассмотреть только под микроскопом.
Уже в древности люди удивлялись разнообразию окраски агатов. Цвет агатов может быть молочно-белым, желтоватым, зеленоватым или почти черным. Если с белыми слоями чередуются слои желтого, красного, бурого, черного или другого цвета, то такая разновидность агата может иметь собственное название. Дендритовый агат имеет рисунок, напоминающий ветви (греч. dendron- «дерево»).

В узоре дендритового агата можно увидеть узор, напоминающий целый лес
Разновидность агатов, чьи узоры на отшлифованной поверхности напоминают мох, называют моховиками или моховыми агатами.

Моховый агаты имеют узор будто поросшие мхом
Цветочными называют агаты, чьи узоры напоминают растительные мотивы, а также те камни, для которых характерны очень яркие цветные полосы.

В цветочном агате нет узоров, похожих на цветы, в нём яркие цветочные цвета
Камни с рисунком, выступающим как бы из тумана, получили интересное название «морозных агатов» или «туманных».

Туманные агаты покрыты лёгкой дымкой
Иногда разводы на поверхности агата имеют остроугольные изгибы. Они очень напоминают план крепости на карте, из-за этого такие минералы называют «бастионными», «крепостными» или «фортификационными» агатами.

Бастионный агат
В зависимости от вариантов окраски различают «радужные» и пламенные агаты.

В узоре пламенного агата можно разглядеть языки огня
Согласно старинным поверьям и легендам, серый или красноватый агат можно было обнаружить в гнёздах ласточек; камни с такой расцветкой получили название «ласточник».

Агат ласточник
Разновидности цвета агата
Окраска агатов так разнообразна в XVIII веке шведский химик Юхан утверждал, что описать все разновидности просто невозможно. Агаты даже невозможно грамотно классифицировать по их окраске. Хотя дотошные специалисты до 150 различных типов окраски камня, но по сути, она индивидуальна у каждого камня. Камень агат зеленый чистого цвета не бывает, всегда присутствуют другие примеси оттенков.
Порой рисунок на поверхности шлифованного агатового спила оказывается настолько причудливым, что услужливое воображение подбрасывает уму различные картинки по ассоциации. Люди с фантазией способны разглядеть в разводах агата целый мир. Например, в знаменитой «Естественной истории» Плиния Старшего (1 век до н. э.) упоминается агат македонского царя Пирра, в котором его современники видели картинку изображавшую девять муз и самого Аполлона, державшего в руках лиру.
Фламандский естествоиспытатель Ансельм Боэций де Боот в своей книге «История гемм и минералов» упоминает агат, на рисунке которого угадывалась карта тогдашней Чехии. Тот же Валлериус писал об агате, на котором можно было увидеть картинку перехода древних евреев через Красное море.

Часы с циферблатом из агата можно встретить на выставках и в наши дни
Очень красивы очковые или глазковые агаты с концентрическими слоями расположенными вокруг центральной точки. Такие камни иногда называли «совиными глазами». Если слои окрашены преимущественно в черные, белые или палевые цвета, такие агаты называют ониксами. Рассказывают, что ониксы украшали трон легендарного царя Соломона. Древние шумеры, египтяне и индусы делали из черно-белых ониксов глаза для статуй и идолов. При этом камни обтачивали так, чтобы на белом фоне выделялся чёрный «зрачок».
Неслучайно, согласно одной из легенд, агат представляет собой белого орла, который после битвы с чёрным колдуном упал на Землю и нем. Очень ценились агаты, на срезах которых были видны как бы два зрачка. Такие камни назывались диофтальмами от греческого hthalmos- «глаз». Известны и триофтальмы — с тремя «зрачками». В гомеровской «Одиссее» описано, как один из женихов Пенелопы дарит ей серьги с агатовыми триофтальмами.

Агат триофтальм
Агаты с коричневыми, розоватыми, бурыми и белыми полосками называют иногда сардониксами, то есть «камнями из Сарда». Такие образцы с их чередующимися слоями мягкой, «телесной» окраски как нельзя лучше подходили для вырезания камней (итал. cammeo- «резной камень») и гемм. Любопытно, что термин «гемма» происходит от санскритского «джема», а этим словом в старину называли оникс. Именно агат дал подходящий материал камнерезам и ювелирам античности, чьими работами мы восхищаемся до сих пор.
Применение агата в искусстве
Когда заводят рассказ о глиптике- искусстве резьбы на цветных и драгоценных камнях, — агат в перечне таких камней стоит на первом месте. Резьба по камню зародилась в V тысячелетии до н. э. в Месопотамии. Обычно, в те далекие времена мастера резали лишь инталии. Так называют геммы с углубленным изображением. В быту их часто использовали как печати.
Геродот отмечал, что каждый житель Древнего Вавилона имел такую личную печать. Настоящий же расцвет глиптики случился в античное время, когда практичность стала уступать красоте. Многослойность камня была совершенно не важна для изготовления печаток, однако она сыграла решающую роль при вырезании камей со сложными многофигурными композициями.
Считается, что первые камеи появились в Александрии в конце IV века до н. э. Благодаря завоеваниям Александра Македонского в этот город потекли самоцветы с рынков Востока. В дело пошел и многоцветный индийский сардоникс с его сочетаниями белого и красновато-коричневыми цветами, и арабский, в котором преобладали сине-черные и голубоватые оттенки. У Александра Македонского был собственный придворный резчик. Сохранилось его имя — Пирготель.
Работа по изготовлению камей была очень тонкой и кропотливой. Резцы приводили в движение с помощью колеса и приводного ремня. Так как агат материал довольно твёрдый, в качестве абразива использовали алмазную пыль или так называемый накосский камень — порошок корунда. Однако стоимость гемм определялась, конечно, не временем, потраченным на их изготовление, а их высочайшей художественной ценностью.
Когда Греция попала под пяту Рима, многие ювелирные мастерские перебрались в новую «столицу мира». Наиболее состоятельные римляне увлекались коллекционированием камей. Светоний Транквилл в своем знаменитом сочинении «Жизнь двенадцати цезарей» писал, что у Юлия Цезаря была великолепная дактилиотека.
«Он постоянно, с большим увлечением скупал резные камни» — отмечает Транквилл. Рассказывают, что Марк Антоний тоже питал страсть к собиранию гемм. Говорят, что сенатор Нонния отказался уступить ему одну великолепную камею. В результате по указу Антония он был внесен в списки осужденных и изгнан из Рима.
Самой богатой в империи коллекцией гемм обладал сицилийский наместник Гай Веррес. Он был буквально помешан на резных камнях и часто добывал их самым бесчестным способом, пользуясь своим высоким положением. Дело дошло до судебных разбирательств в Риме. Обвинял Верреса знаменитый Цицерон. В одной из последних речей по этому поводу он произнес слова, ставшие крылатыми: «О, времена! О, нравы!». Веррес был осужден. Его приговорили к ссылке и гигантскому штрафу в размере сорока миллионов сестерциев. Вот вам и коррумпированный Рим!
С закатом античности геммы надолго вышли из употребления. Популярность агатов в Европе вновь возросла во времена крестовых походов (XI-XIIIвека). Во времена Возрождения в Европе появились свои собственные резчики. К примеру, в Италии это были знаменитые братья Пизано — Витторио и Донателло.
Работа над камеями, как и во времена античности, требовала огромного труда. Выдающийся итальянский резчик Якопо да Треццо заметил однажды: «Для создания больших камей из агата, превосходящего своей твердостью сталь, необходимо столько же времени, сколько для возведения готического собора». В русских грамотах агат стал упоминаться поздно — лишь в последней четверти XVII века.
Чуть позже русские гранильные фабрики начали производить перстни, табакерки, шкатулки и другие изделия из привозного и собственного агата, а также камень агат черный нашёл своё применение. Для Кунсткамеры Петр I приобрел в Голландии небольшую коллекцию гемм. Интерес к изделиям из агата в Европе то затухал, то разгорался с новой силой. Всплеск внимания к агатам был отмечен в начале XVIII века и в середине XIX века.
Оживившийся интерес к агату в середине XIX века был вызван отчасти камнями отличного качества, которые стали поступать в Европу из рудников Уругвая и Бразилии. Известно, что в это время агаты активно использовали в своей работе мастера известной фирмы Фаберже. Историки рассказывают, что сам Карл Густавович владел приличной коллекцией японских резных фигурок нэцкэ.
Возможно, именно эти миниатюрные и полные пластики работы подтолкнули прославленного ювелира к идее попробовать свои силы в анималистическом жанре. Для изготовления фигурок животных в дело шли самые разные минералы, и агаты в том числе. Характерная неравномерность их окраски, точно так же, как и в случае античных гемм, позволяла ювелирам фирмы Фаберже подчеркивать фактуру и цвет меха собачек и прочей живности.
Месторождения агатов
Месторождения агатов Уругвая и Бразилии оказались столь богатыми, что это вызвало некоторый спад интереса к агатам. Рынок был буквально завален украшениями из этих самоцветов. И в наши дни агаты остаются совсем недорогими полудрагоценными камнями. Брошку или серьги с этим камнем может позволить себе приобрести любой поклонник изделий из природного камня.
Видео о камне агат
Я на выставке камней первый раз агат увидела, даже и не знала что такие камни бывают разноцветные, в украшениях вообще шикарно смотрятся.