Главные моменты при определении подлинности
Как можно определить, является ли камень на самом деле бриллиантом? Если вы не являетесь экспертом (или не обратитесь к таковому), вы не сможете с уверенностью поручиться за то, чем именно является тот или иной камень. Существует, однако, несколько простых способов, которые в большинстве случаев достаточно быстро способны дать вам понять, является ли камень подделкой или нет. Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание.
Можно ли через камень прочитать или рассмотреть текст газетной статьи? Если камень имеет круглую огранку современного стиля и не закреплен либо закреплен таким образом, что его можно расположить площадкой вниз над какой-нибудь газетной статьей, посмотрите, можно ли увидеть или прочитать какой-либо отрывок из нее. Если да, то камень не является бриллиантом. Преломление света внутри настоящего бриллианта не позволит вам рассмотреть буквы газетного текста.
Приклеен ли камень к оправе? Клей практически никогда не используется при работе с бриллиантами. Чего не скажешь о горном хрустале.
Закрыта или открыта тыльная сторона? Если камень является закрепленным по всем правилам бриллиантом, задняя часть оправы будет, как правило, открытой, что позволит вам легко увидеть часть павильона. Некоторые старинные образцы огранки «розой» или «простой огранки» могут быть прикрыты с тыльной стороны.
Кроме того, отдельные первоклассные ювелиры-дизайнеры могут использовать дизайн с прикрытым павильоном. Но в принципе, если камень закрыт с тыльной стороны, это, скорее всего, горный хрусталь, а тыльная сторона прикрыта для того, чтобы не дать увидеть серебряную фольгу, подложенную под заднюю часть камня для придания ему большей яркости.
История из жизни – подделка бриллианта
Однажды, мне позвонила молодая женщина и попросила меня осмотреть старинное кольцо с бриллиантом, полученное в наследство от своей прабабушки. Она рассказала, что, когда чистила это кольцо, один из двух бриллиантов выпал из своей оправы, внутри которой она увидела, выражаясь ее же словами «осколки зеркала». Она сказала: «К чему бы это?» Конечно, я тут же понял, что это может означать, и при последующем осмотре украшения мои опасения полностью подтвердились.
Когда я увидел кольцо, то сразу понял, почему для нее оно было важной наследственной драгоценностью. Это было очень красивое, выполненное в классическом стиле ювелирное украшение. В него входили два «бриллианта», вес которых по визуальным впечатлениям должен был равняться около одного карата каждый. Оправа кольца была сделана из платины и имела изысканный филигранный узор.
Но форма оправы, популярная во времена ее прабабушки, делала осмотр камней со стороны кольца практически невозможным. Очень малая часть украшения, не считая верхней части камня и платиновой оправы, была доступна зрению. Но и это еще не все. Тыльная сторона была прикрыта не полностью. Маленькое круглое отверстие могло бы легко навести на мысль об аутентичности украшения, раз уж оправа не была полностью замкнутой, что относилось к большинству имитаций того времени.
Оправленный бриллиант на вид казался образцом огранки old—moneс грамотно рассчитанными пропорциями и очень хорошим цветом. Но в незакрепленном виде этот камень, с не до конца отлипшей от него «золотинкой», уже не обладал прежним сверканием и игрой.
В результате передо мной оказалась одна из самых искусных подделок, которые я видел за последнее время. Огранка и пропорции «камней» были на очень хорошем уровне, оправа была сделана очень красиво и из драгоценного металла. Камни были закреплены очень маленькими крапанами, что являлось признаком качества в те времена. Но под оправой, прикрывающей камни сзади, была серебряная фольга. Это были не настоящие бриллианты, а стекло с подложкой из серебряной фольги.
Использование серебряной фольги является эффективным способом «создания» бриллианта. Она используется в качестве зеркала, которое отражает свет и заставляет камень казаться настолько ярким и живым, что его можно принять за бриллиант. Встречающаяся в наши дни подложка из фольги делается так, что тыльные фацеты превращаются в настоящие зеркала, на заднюю сторону которых затем наносится защитный слой позолоты. После этого такие подделки встраиваются в ювелирное изделие таким образом, чтобы их тыльную сторону нельзя было увидеть.
Это грустная, но далеко не самая редкая история. Я не знаю, сколько сделанных таким же искусным способом колец находится сегодня в обороте, но около 5% антикварных ювелирных украшений под оправой скрывают поддельные драгоценные камни. Искусные стеклянные подделки (которые часто называют «стразами») появились еще с тех пор, как в эпоху Возрождения венецианские мастера сделали технологический рывок в стекольном производстве. Как это ни печально, но мошенничество существует с незапамятных времен. Не позволяйте ввести себя в заблуждение, что находящийся в вашем владении «антикварный» или «семейный» (с уходящей в далекое прошлое историей) экземпляр автоматически будет «настоящим».
Сколько фацетов можно увидеть на верхней части? У дешевых стеклянных имитаций на верхней стороне можно увидеть, как правило, только 9 фацетов, в отличие от 33 видимых верхних фацетов на бриллианте или искусной подделке. Бриллианты «простой» или швейцарской огранки также имеют на верхней стороне только 9 граней, но оправа у них будет выполнена с открытой тыльной стороной, тогда как оправа дешевых стеклянных подделок имеет закрытую тыльную сторону.
Имеет ли камень «замороженный» рундист? Рундисты большинства бриллиантов не полируются, и их матовый внешний вид кажется «замороженным». Некоторые алмазные подделки так же имеют «замороженный» рундист. Но у бриллианта эта «замороженность» будет самой белой из всех — как у сухого чистого матового стекла. С другой стороны, некоторые бриллианты гранятся с полированными или фацетированными рундистами, что исключает матовость. Если вы хотите научиться отличать эти два вида на глаз, попросите надежного ювелира указать на различия между полированным и фацетированным рундистом.
Симметричность огранки. Вследствие большой стоимости бриллиантов и важности их симметрии для общего внешнего впечатления и привлекательности симметричность граней будет тщательным образом соблюдаться, тогда, как симметричность граней на подделках может оказаться небрежной. Например, у восьми ромбовидных граней (иногда называемых «гнездовыми гранями») часто будет не хватать одной или более точек на боковой, верхней или нижней стороне, и можно будет увидеть скорее небольшую прямую кромку, а не точку. Такие небрежно распределенные грани могут быть важным признаком того, что данный камень не является бриллиантом. Это означает, что огранщик не работал с должным вниманием. Следует отметить, что некоторые бриллианты невысокого качества или старинной огранки могут также иметь черты небрежной работы.
Правильно ли расположены корона и павильон относительно друг друга? Несмотря на то, что в редких случаях бриллиант может обладать не совсем правильным расположением короны относительно павильона, имитациям этот дефект свойственен в гораздо большей степени.
Есть ли на ребрах или гранях царапины, сколы или следы износа? Среди имитаций встречаются некоторые очень мягкие и/или хрупкие камни, такие как циркон, галлий-гадолиниевый гранат (ГГГ — искусственная имитация), фабулит (искусственная имитация алмаза, известная так же как титанат стронция) и стекло. Из-за присущей им недостаточной твердости и, как в случае с цирконием, потенциальной хрупкости, следы износа на таких подделках появятся очень скоро, и можно нередко заметить царапины или сколы на гранях и ребрах.
Ребра представляются более уязвимыми, и царапины со сколами чаще встречаются именно здесь, поэтому первым делом осмотреть стоит именно их. После этого проверьте на наличие царапин плоскости граней. Осмотрите как более подверженные износу области, так и области у крапанов, где закрепщик мог случайно поцарапать камень во время закрепления.
Циркон, встречающийся в природных условиях камень, часто путают с кубической двуокисью циркония (CZ), или фианитом. Эта искусственная имитация относительно твердая, но хрупкая, поэтому на ребрах такого камня практически всегда обнаружится несколько сколов, если ювелирные украшения с таким камнем эксплуатировались более одного года. На украшениях из фабулита и стекла также появятся царапины практически при первом их использовании или ношении. Кроме того, фабулит отличается от бриллианта в плане игры света. Фабулит будет играть даже сильнее, чем бриллиант, но с ярко выраженным синим оттенком.
Также стоит добавить, что натренированным глазом или, вооружившись специальной оптикой, на этих имитационных материалах можно осмотреть ребра или линии, где одна грань этих имитационных материалов переходит в другую. У бриллианта такие края очень острые, что объясняется его исключительной твердостью. У большинства имитаций же Окончательная полировка округляет ребра граней, и об остроте приходится забыть.
Некоторые имитации бриллиантов, тем не менее, обладают большей прочностью и износостойкостью. К таким камням относятся бесцветная синтетическая шпинель, бесцветный синтетический сапфир, бесцветный кварц, алюминиево-иттриевый гранат (АИГ — искусственный) и фианит. Несмотря на то, что со временем от постоянного ношения и повседневного небрежного обращения на них появляются царапины или сколы, их количество не так велико и заметны они будут в меньшей степени.