В Грузии ее именуют минанкари, в Китае дзинтай лань, в России перегородчатой эмалью. Родом техника из Древнего Египта. Расцвет связан с Византией. На пике популярности перегородчатая эмаль была с 8 века до конца Средневековья.
Средневековье – эпоха, когда церковь главенствовала и в государствах, и в умах. Не удивительно, что многие сохранившиеся иконы, кресты, панагии выполнены в технике перегородчатой эмали.
В 20 веке в связи с коммунистическими настроениями монахи утеряли мастерство. В феврале текущего года появилось сообщение, что владение техникой перегородчатой эмали вернули служители Варзама.
Это один из монастырей Грузии. В светском же плане перегородчатая эмаль в украшениях оставалась всегда, хоть и не массово. Один из ассов техники – Фаберже. Он, к примеру, создал «Клевер».
Это пасхальное яйцо подарено Николаем 2 его супруге. Изделие словно соткано из золотых трилистников. Именно такие у клевера. Внутри лепестков – эмаль. Но, о сути техники поговорим в отдельной главе.
Что такое перегородчатая эмаль?
Грузинская перегородчатая эмаль минанкари, как и китайская, византийская, — заливка стекловидной массой рисунка, внешние и внутренние контуры которого являются металлическими перегородками.
Они разделяют эмаль, не давая ей растекаться, смешиваться цветам. Получается этакая вязь, только из металла и стекла. Изделия выглядят ажурно. Зачастую, перегородки крепятся на основе.
В ее роли выступают тонкие листы золота, серебра, меди. Реже ювелиры работают с мельхиором, сталью. На них процарапывается эскиз – подобие гравировки. В углубления ее контуров и впаиваются металлические перегородки.
Сама эмаль – кварцевый порошок с добавленными к нему красителями. Он засыпается в формы сухим. Сплавляются частицы в специальных печах. В них поддерживается температура от 700 до 900 градусов Цельсия. Промышленные образцы стоят около 100 000 рублей. Будь градус ниже, стекловидная масса не запечется.
Описание и особенности
Горячая перегородчатая эмаль запекается многократно. Размягчаясь, порошок кремнезема оседает, хоть изначально заполнял ячейки композиции до краев. Мастера достают изделия, дают им остыть, досыпают порошок и снова в печь.
В итоге, перегородки и слой стекла должны быть вровень. Если после запекания есть отклонения, украшения шлифуют. Легко представить обработку миниатюрных кулонов, браслетов.
Однако, историческая перегородчатая эмаль из Китая – сплошь большие формы. Их заказывал императорский двор, в частности, правительница Дзинтай, вошедшая на трон в 1450 году. Представляете, как кропотливо и долго шлифовалась перегородчатая эмаль в вазах метровой высоты?
Техника перегородчатой эмали, в принципе, не поддается механизации. И шлифовка, и разрисовка основы, и пайка перегородок, и насыпка в них порошка – ручной труд. В 21 веке его делают, как и во времена правления Дзинтай.
Эмаль, названная ее именем, отличается обилием лазурных тонов и золота. Синие тона получали, перемалывая минералы, в частности, азурит. Традиция, опять же, остается неизменной. Смешивая порошки красочных камней с бесцветным кварцем, ювелиры получают натуральные, насыщенные, безвредные краски.
Прозрачная кварцевая эмаль ложится в основу грузинской перегородчатой эмали, китайской, японской и прочих техник. Бесцветное стекло делает «отбивку» от металлической пластины.
Иначе, возможно искажение цвета слоев стекла. Исключением служат витражи. В них стекло открыто с обеих сторон. Вязь перегородок из металла держится лишь за счет внутренней спайки и стеклянных распорок.
Перегородки в технике нанесения перегородчатой эмали редко больше миллиметра в толщину. Обычно, контуры узоров составляют доли миллиметра. Тончайшие нити металла напоминают паутину. Она невесома, но прочна и красива. Припои для перегородок, кстати, обязаны быть тугоплавкими. Иначе, в печах узор разойдется по швам.
Стекло не всегда прочно. Заливка горячей эмалью дает похвальную твердость в 7-8 баллов по шкале Мооса. Но, существует, так же, техника холодной заливки. Для нее используют жидкие полимеры.
По сути, это пластмассы. Они сразу заполняют ячейки. Сам материал уязвим, к тому же, нет многослойности. В итоге, холодная эмаль легко царапается, уязвима перед бытовой химией. Уступает и градус запекания изделий. Чтобы эмаль в них затвердела, необходимы лишь 450 по шкале Цельсия.
Холодную эмаль часто используют для реставрации классических украшений, чтобы хоть немного продлить им жизнь. Реставрация в горячей технике стоит как новое изделие, да и делается единицами мастеров. В российской глубинке, к примеру, ювелиров, владеющих перегородчатой эмалью, найти сложно.
Применение перегородчатой эмали
О месте техники в церквях уже говорилось. Понятно, так же, что японская перегородчатая эмаль, китайская или кельтская, применялись и применяются в серьгах, колье, брошах, да браслетах. Упоминалось о стекловидных узорах в сувенирах, вазах и витражах.
Но, по сути, перегородчатая эмаль может использоваться повсеместно. Создаются столешницы с ячеистым рисунком, картины, дверцы шкафов. За подобные работы мастера перегородчатой эмали берутся за десятки тысяч долларов. Понятно, почему подобных изделий единицы.
Воссоздать красоту техники в бюджетных рамках позволяет имитация перегородчатой эмали. Ее делают с помощью акрилового грунта и контура по стеклу, металлу. Мастера рекомендуют контуры Pebeo.
Он выше остальных. Масса, выдавливаемая из тюбика, служит перегородками. Поэтому и важна высота контура. Грунтовка заполнит ячейки, когда те застынут. Верх грунтовки покрывают краской-лаком. Она берется цветная, имитирует эмаль. На нее краски похожи, поскольку глянцевые и непрозрачные.
Специальный воск поможет сымитировать патину, то есть, искусственно состарит композицию. Оформляют ее с помощью натуральных кистей. Обычно, берут с беличьим волосом. Он мягкий, податливый.
Только вот, очистить кисти от лаков сложно. Выручит уайт-спирит. Это средство используют строители, к примеру, при монтаже пластиковых окон. Уайт-спирит затирает и вычищает все швы, пятна, «посаженные во время работы.
Работая с имитацией перегородчатой эмали нужно учесть разъедающее свойство жидкости. Протираем кисти быстро и аккуратно, чтобы снять лишь лак, а не беличий ворс.
Чтобы акриловая грунтовка и контур легли ровно, мастера тщательно шкурят основу. Это могут быть изделия из металла, дерева, стекла, пластика. Далее, приклеиваем на поверхность бумажный эскиз и обрисовываем его линии акриловым контуром. Листы не зачищают. На ворсистую поверхность краски лягут неровно.
Добиться равномерности контура поможет опора локтя. Положите его на стол, и узор выйдет ровным. Плюсом, прижмите носик тюбика к бумаге под углом около 40-ка градусов. Контур будет выдавливаться как бы из-под носа тубы. Это тоже делает стенки «эмали» прямыми и высокими.
Когда контур застынет, обрабатываем заготовку спиртовой морилкой. Она размочит лист с эскизом. Можно наносить состаривающий поверхность воск, грунтовать и покрывать лаками. Последние берем тонкими кистями, добавляя в ячейки узора капельками. Переборщишь, краски польются через бортики контура.
Краски-лаки сохнут от суток до трех. После, творение готово, возможно, к продаже. Купить перегородчатую эмаль-имитацию желают многие. Изделия эффектны, но доступны.
Цена и отзывы
В чем на современном рынке выражается перегородчатая эмаль? Цена выставляется, в основном, на миниатюрные изделия типа браслетов, заколок, подвесок. Из посуды технику перегородчатой эмали применяют к блюдцам, чашкам и чайничкам для заварки.
Стеклом, так же, украшают письменные ручки, вазы, шкатулки. Их стоимость зависит не только от запросов мастера за свою работу, но и цены основы. Золотое изделие, к примеру, и без заливки стеклом, элитно.
Однако, даже с грошовой основой перегородчатая эмаль не бывает дешевой. На серебряном кольце весом около 6 граммов она стоит от 4 500 рублей. Открывающийся кулон «Сердце» с горячей эмалью оценивают примерно в 10 000 рублей. Это при массе в 11 граммов. Около 7-ми из них приходятся на серебро.
Шкатулка 20 на 10 сантиметров в китайском стиле с пекинской эмалью обойдется от 17 000 до 35 000 рублей. У изделия деревянный постамент, но металлический короб с крышкой. Использована медь.
Ценник колеблется в зависимости от толщины перегородок и размеров ячеек, сложности узора. Есть изделия, краски в которых нанесены крупными «мазками», а есть творения с обилием миллиметровых отсеков для стекла. Если вместо последнего взят пластик, то есть холодная эмаль, стоимость вещи падает примерно в 6 раз. Имитации техники дешевле в 9-10 раз.
На цену изделий с горячей эмалью влияет, так же, толщина ее слоя. Обильная заливка скрывает филигранность основы. Меж тем, идеальные формы металла тоже ценны. Чтобы подчеркнуть их, а заодно и свое мастерство, ювелиры наносят эмаль тонкими слоями.
Они расцвечивают украшения, предметы быта, но не скрадывают их изгибы. Тенденция тянется из 15 столетия. До этого, публику устраивала грубая обработка камней и сплавов.
Достаточно вспомнить массивные египетские драгоценности. На таких гармонично смотрится столь же грубая эмаль. В 21 веке ее считают пережитком прошлого, используют лишь при создании этнических образов.