Стиль барокко

Папский стиль. Барокко разработал итальянский скульптор Микеланджело. Художнику заказали оформить покои папы Римского. Мастер преобразил их обилием лепнины, резных элементов в мебели, рамах классических картин, сдобрил обстановку обилием золота. Обилие плавных, перетекающих друг в друга линий, завитков, драгоценных металлов и камней, настенных росписей стало отличительной чертой Барокко.

 

Стиль-барокко-1

 

Еще одна особенность – просторные помещения. Покои папы Римского находились в соборе, а это высоченные потолки, огромные, просторные залы. Новаторство Микеланджело пришлось по душе аристократии. Ее представители стали оформлять в новом стиле свои усадьбы. Направление стало одним из немногих, захвативших все сферы жизни. Барокко властвовал не только в архитектуре и интерьерах, но и в живописи, литературе, музыке, костюме. На первых ролях стиль был с конца 16-го до середины 18-го века.

 

Стиль Барокко в интерьере

 

Родившись в Италии, стиль Барокко в интерьере имеет итальянское название. «Барокко» переводится, как «вычурный», «причудливый». Обстановку отличает обилие декоративных элементов – излишеств с практической точки зрения. К ним относятся фигурные контуры мебели, масса картин в массивных, резных рамах, обилие вензелей, росписи и фресок, витиеватых орнаментов. То, что несет практическую нагрузку в интерьере направления :

 

— Лестницы закругленных форм, роскошные, богато оформленные золотом, камнем, декоративными элементами

 

— Внушительных размеров камины из мрамора и других натуральных камней

 

— Дорогой текстиль (парча, бархат, атлас). Его, как и всего в обстановке, больше, чем необходимо. Используется лишь один вид ткани. Он идет и на портьеры, и на обивку мебели, и на скатерти, и на тканевые обои и вставки. За счет текстиля достигается цельность интерьера.

 

Мебель в стиле Барокко шершавая, в ней много объемных элементов. Нет прямых поверхностей ни на подлокотниках, ни на сидениях. Последние, обычно, выпуклые. Стулья, столы, диваны, все покрывается лаком.  Дерево применяется мягких пород, к примеру, орех. Его податливость позволяет придать деталям максимальный рельеф.

 

Ключевое слово в организации пространства —  анфилада. Слово переводится – «нанизывать на нить». Будь то спальня в стиле Барокко, гостиная или иное помещение, оно плавно перетекает в другое. Открытое пространство организуется, к примеру, с помощью арок. Анфилада предполагает примыкание друг к другу нескольких помещений. Одно вытекает из другого.

 

Учитывая историю стиля, время его возникновения, в интерьерах Барокко до сих пор преобладают натуральные материалы. Пластику, пенопластовым элементам – нет, дереву, ценным металлам, натуральным камням – да.

 

Гостиная в стиле Барокко и другие комнаты хорошо освящены.  Днем интерьер лучится за счет огромным окон и обилия зеркал. Они – обязательный элемент направления. Вечером в игру вступают канделябры. В «вычурной» обстановке их десятки и сотни. Люстры сугубо хрустальные. Они свисают с потолков, что требует их определенной высоты.

 

Стиль Барокко в ювелирном искусстве

 

Барокко предшествовал классицизм. Это направление простых, лаконичных форм. Жителям Европы хотелось праздника и легкости на фоне непростой исторической обстановки. В Италии, церковь пыталась захватить абсолютную власть над всем христианским сообществом, а в него тогда входило почти 100% граждан.

 

Стиль-барокко-2

 

Во Франции становилась абсолютная монархия. Политический строй, не свойственный стране до этого. Потрясений хватало. Украшения, сотканные из орнаментов, с обилием пустот, легкие и воздушные, с элементами неправильных форм, помогали людям отвлечься, почувствовать радость.

 

Стиль Барокко в искусстве ювелиров выражали через броши и пряжки для обуви. Эти украшения были в немилости в эпоху классицизма. Барокко же почти отказалось от подвесок, популярных ранее. Любимый материал мастеров 17-го, 18-го веков – жемчуг. Им богато расшивали костюмы. Перламутровые бусины в несколько рядов обвивали запястья знатных дам.  Кроме браслетов, жемчуг пускали на серьги, кольца, заколки.

 

Отличительная черта драгоценностей эпохи Барокко – многоярусность. Браслеты носили по нескольку штук на обеих руках. Появились серьги Жирандоль. Сейчас их принято называть канделябрами или люстрами. Такие изделия напоминают фонтаны в несколько струй, подсвечники на несколько свечей. В серьгах Жирандоль повторяются одинаковые элементы в несколько ярусов от крупных к мелким.

 

Объемность украшений эпохи, витиеватость их форм позволила именно во времена Барокко появиться перстням с секретами. В их потайных пустотах хранили яды, пряди волос любимых и не только.

 

Барокко стиль в архитектуре

 

Классицизм – часть эпохи Возрождения. Для строений ее времен характерно наличие колонн. Здания в стиле Барокко лишены их. Колонны заменили пилястры. Это вертикальные выступы на стенах и фасадах. Их располагали рядами, соединяя между собой и с фронтонами – верхней частью зданий, состоящей из двух скатов крыши. Барокко стиль в архитектуре – не просто пилястры, а пилястры богато украшенные, часто, статуями.

 

Обилие структурных, объемных элементов на строениях создает игру светотени. Создается впечатление движения, отсутствия в здании статики. Динамику архитектурный стиль Барокко поддерживает и округлыми, плавными линиями в структуре фасадов и внутренней планировки. Балконы, колонны, декоративные элементы прогибаются, изгибаются, перетекают друг в друга.

 

Дом в стиле Барокко обязательно имеет лестницу. Она резко расширяется, обычно, в нижней части. Таким образом, основание ступень заполняет большую часть залы. Такая нерациональность в пользовании пространством позволительна лишь для масштабных помещений, и лишь для направления Барокко.

 

Стиль Барокко в музыке

 

Стиль Барокко в музыке – не религиозные направления. Ослабевает диктат церкви. У композиторов появляется возможность писать светские мелодии. Возникает инструментальное направление. Его главный представитель – концерт. Этому жанру посвятил львиную долю своих работ Вивальди.

 

В эпоху Барокко рождается и оркестр. Еще один первенец эпохи – опера. Первые произведения этього жанра написал Монтеверди. Его дело продолжил композитор Кавалери.

 

Барокко стиль, презентация которого редко обходится без Баха. Иоган Себастьян жил в 17 веке. Ведущая «скрипка» в его творениях– клавесин. Предшественник фортепиано – типичный инструмент времен Барокко.

 

 

Сохранилась музыка, выстояли здания, остались популярными интерьеры. В забвении лишь истинные украшения эпохи. Дело в том, что много излишеств принес стиль Барокко. Фото, точнее картины – все, что осталось от драгоценностей 17-го, 18-го веков. Шикующий двор Людовика 14-го промотал всю козну. Долги пришлось погашать, переплавляя массивные украшения вельмож. Между тем, именно во Франции в эпоху Барокко наиболее активно развивалось ювелирное дело.

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *