Чистое золото, которому уже больше 5-ти тысячелетий. Так можно описать самые древние цепочки, дошедшие до наших дней. Изделия выкованы в Древних Египте и Месопотамии. Именно мастера этих цивилизаций научились соединять между собой кольца из желтого металла.
Звенья были исключительно круглые, другие формы ювелиры прошлого еще не освоили. Первый в истории человечества тип плетения называют «якорным». Такие цепи удерживают грузила кораблей. Звенья в них всегда расположены под углом в 90-та градусов.
Сгибать драгоценную проволоку в ромбы, овалы и прочие фигуры научились в период средневековья. С этого момента якорное плетение цепочек стало многоликим. Под прямым углом соединяли ромбы, овалы, треугольники.
Сейчас существует более 10-ти подвидов древнего плетения. Есть даже цепочки из звеньев-сердечек и звездочек. Украшения с геометрическими составными называются по их форме: — «якорный ромб», «якорный треугольник» и так далее.
Различают так же плетения под углом в 90-та градусов по месту спайки на кольцах. Плетением цепочки «роло» именуют те изделия, где проволока звеньев стыкуется посередине. В классическом якорным соединении кольца «закрываются» наверху.
Если плетение не придумано впервые, оно практически всегда выполнено на станке. Первые вязальные машины для металла изобрели после французской революции. В конце 18-го века техника была весьма примитивной.
Сейчас же, она позволяет создавать даже цепочки, ширина которых достигает 10-ти, 20-ти сантиметров. Сначала, готовятся одиночные ожерелья. После, их спаивают между собой параллельно друг другу. Все действия выполняют машины. Этот тип якорного плетения именуют «итальянский Бисмарк».
Существует плетение цепочки, в котором кольца состоят из нескольких слоев. Иными словами, в одном звене присутствуют несколько отдельных или спаянных ребрами кругов или других фигур. Подвид якорного соединения обозначается «шторка».
Якорное плетение цепочки с перекладиной или «морское» подразумевает перегородку внутри каждого из звеньев. Она так же устанавливается под прямым углом к боковой поверхности кругов, овалов и не только. Обычно, перегородка располагается ровно посередине звена.
Есть ряд якорных цепей с полностью или частично сплющенными звеньями. Их поверхность не округлая. К примеру в «веницианском» плетение под 90-то градусов скрепляют плоские, широкие прямоугольники с закругленными гранями. В итоге, украшение зрительно практически не содержит пустот. Расплющенные поверхности звеньев сливаются в одну линию, наподобие машинной строчки.
В отличие от древнейшего якорного плетение, соединение родом из 19-го столетия отличается звеньями, расположенными в одной плоскости. Называется стыковка «панцирная». Ее чаще всего используют для мужских изделий, поскольку плетение выглядит мощно, брутально.
Обычная панцирная цепь состоит из кругов, но проволока сплющена и перегнута сверху и у основания звеньев. Это и позволяет соединять их не под прямым углом. Есть и разновидность с перегородкой, именуемая «картье».
В панцирных цепочках перегородки настолько разнообразны, что часто именно они диктуют название типа. К примеру, в «мыльнице» составные плетения вытянуты в овалы, а распорка в них настолько широкая, что занимает практически все внутреннее пространство звеньев.
Где-то основным отличием кроме одноплоскостного соединения звеньев, становится и их форма. Так, в плетении цепочки Груметта Отто составные изогнуты восьмеркой. Такие изделия из знаков бесконечности любят приобретать влюбленные, новобрачные. «Греческий» подвид стыкует восьмерки в двух метрах. Соединяя оба «полушария» звеньев, ювелиры создают широкие цепи, часто используемые для браслетов.
«Арабеском» именуют вид панцирного плетения без видимых пустот. Такие цепи словно приплющены. Их края – фактически прямая линия, настолько плотно одно звено проникают в пустоту между двумя соседними.
Панцирные цепочки из разнокалиберных звеньев именуют «Фигаро». Классический вариант – три круглых элемента, один вытянутый.
Соединение в одном звене нескольких одинаковых элементов, будь-то круги, овалы или прочее – это плетение «Нонна».
Еще один основной вид плетения цепочек «перлина». Это исключительно ручная технология. Особенность изготовления состоит еще и в том, что в изделиях нет звеньев в привычном смысле. Их заменяют спиральки. На выходе составные украшения чаще всего выглядят как шарики, бусины, спаянные стальной нитью. Такие перлины и называются «шариковые». Ожерелья из других фигур, соответственно, именуются «цилиндрические», «овальные».
Если в цепе присутствуют разные элементы, она всегда относится к «Фигаро». Есть и «перлина Фигаро». В ней располагаются один через один шары и цилиндры из металла.
«Сопряженное с шарами» плетение означает перлины, в которых соединены несколько одиночных нитей. Цепи получаются толстые, круглые. Иногда одиночные цепи заплетают по типу «косички». Соединение носит название «перлина трехгранная комбинированная». Перлины еще называют «фигурными». Это связано с тем, что помимо бусин соединяют объемные звезды, мишек и любые другие символы.
Не смотря на то, что основных категории плетения цепочек три, подвидов современные специалисты насчитывают семь десятков. Это, так сказать, официальная статистика. Практически каждый ювелир стремится создать авторское соединение и, обычно, не стремится раскрывать его секреты.
http://www.youtube.com/watch?v=w-O2z3OK4Vg