Моделисты используют ее для склеивания деталей, а для ювелиров она – самостоятельное украшение. Речь о смоле. В украшениях используется обычная эпоксидка. Она состоит из олигомеров.
Так в химии именуют немногочисленный класс веществ, молекулы которых имеют средние размеры. Олигомеры «лежат» между мономерами и высокомолекулярными соединениями, представляют собой цепи из повторяющихся звеньев. Этим, во многом, объясняются свойства ювелирной смолы.
Свойства ювелирной смолы
Ювелирная смола зовется компаундом. Соединение синтетическое. Получают героиню статьи из дифенилолпропана и эпихлоргидрина. Реакция меж ними протекает в щелочной среде.
Ее, обычно, создают гидроксидом натрия. Подробности процесса рассмотрим в отдельной главе. Пока же, учтем, что получается олигомерное, жидкое соединение. Кольца из ювелирной смолы и прочие изделия можно получить лишь с помощью отвердителей.
В их роли выступают либо дикарбиновые кислоты, либо аминные составы. С последними ювелирная эпоксидная смола застывает в обычных условиях, без дополнительного оборудования. С кислотными же отвердителями изделие формируется при нагреве до 200 градусов.
Процесс отвердения смолы заключается в склеивании цепей олигомеров. То есть, получается полноценный полимер. В случае работы с горячим отвердителем образуется плотная кристаллическая решетка.
Разрушить такую сложно. Поэтому, кислотные добавки используют для продукции, рассчитанной на службу в агрессивной среде. Это могут быть пониженные либо повышенные температуры, контакт с химическими реагентами, физические воздействия.
Украшения из ювелирной смолы могут контактировать с бытовой химией, царапаться. Изделия из эпоксидки с холодным отвердением менее стойкие.
Изделия из ювелирной смолы производятся из расчета 1 единицы основы и такого же количества отвердителя. Порой, смолы берут 2 части. Пропорции зависят от вида олигомера. Несоблюдение «рецептуры» ухудшает параметры продукции. Получается, данные о холодном или горячем отвердении эпоксидки – не гарант качества.
Увеличивают массу отвердителя, чтобы ускорить процесс застывания смолы. Однако, переизбыток добавок не влияет на быстроту отвердения. Ускорить ее в 2-3 раза способно лишь повышение температуры реакционной смеси на 10 градусов. Нагрев еще на 10 убыстрит процесс уже в 4-6 раз. Соответственно, у ювелирной смолы высокая термопластичность.
По цвету стандартная эпоксидка желтовата. Краска обусловлена примесями. Ювелиры чаще используют прозрачную смолу высокой очистки. Плотность же высокая у любой эпоксидки.
Следовательно, материал не пропускает воду. Это делает смолу отличным сырьем для герметизации. В этом качестве эпоксидку используют с 1936 года. Именно тогда материал впервые синтезировали.
Лавры достались химику по фамилии Кастан. Почти век назад он создал эпоксидку методом, применяемым и в современности. Приступим к обещанным нюансам производства смолы.
Получение ювелирной смолы
Для получения героини статьи требуется 1 моль дифенилолпропана, 2,3 моля эпихлоргидрина и 2 моля едкого натра. В массовых долях, соответственно берем 100 к 93 и к 35. Опишем внешность исходных компонентов.
Дифенилолпропан – кристаллическое вещество. Эпихлоргидрин – жидкость. Она прозрачна. Основного вещества в растворе – 98-99%. В дифенилолпропане тоже могут быть примеси. На фенол отводится максимум 0,1%. Еще процент приходится на воду.
Процесс синтеза начинают с эпихлоргидрина. Его загружают в реактор. Он должен быть стальным, с пароводяной «рубашкой» и мешалкой. Последнюю включают, когда эпихлоргидрин доведен до 50 градусной температуры.
В этот момент постепенно всыпают дефинилолпропан. Его-то и нужно перемешивать с исходной жидкостью. Далее, тонкой струйкой засыпают натр. Мешалка продолжает работать.
Начинаются 1,5-2 часа конденсации. Для нее нужна 70-градусная температура. До нее температура смеси должна дойти, когда в реактор помещены все компоненты смолы.
Через 2 часа конденсации обогрев выключают. Мешалку – нет. Приходит время вливания в реактор воды. Ее тоже нужно перемешать со смесью. Смола готова. Ей дают отстояться, поддерживая 40-градусную температуру. При ней максимально быстро протекает расслаивание массы. Вода поднимается наверх. Остается слить.
Оставшаяся в резервуаре смола требует промывки. Вновь заливают воду и вновь отстаивают. Так 4-5 раз. Цель промывки – выведение из раствора поваренной соли. Она – побочный продукт реакции. О чистоте смолы судят по пробам сливаемой воды. Когда в ней не обнаруживают соль, процесс завершают. Так что, возможно и больше, чем 5 промывок.
После очистки в эпоксидке остается влага. Ее выпаривают. Пользуются тем же реактором. Его нагревают до 50 градусов, включают холодильник и сушат смолу. Процесс завершают, когда перестает образовываться конденсат. Еще один сигнал готовности эпоксидки – отсутствие ее вспенивания.
Обычно, сушка смолы осуществляется в вакууме. Но, процесс возможен и в стандартных условиях. Температуру при этом доводят до 120 градусов Цельсия. Должна получиться прозрачная ювелирная смола.
Ее бесцветность говорит об удавшейся реакции. Прозрачность смеси оценивают при температуре в 20-25 градусов. Остается слить смолу в алюминиевую тару. Продукт готов к реализации. Добавим конкретики в вопрос применения эпоксидки.
Применение ювелирной смолы
В ювелирном деле героиня статьи наносится на основу, или используется самостоятельно. В последнем случае нужны формы для ювелирной смолы. Их продают в магазинах для декоративно-прикладного творчества и через интернет.
Есть емкости-цветочки, лепесточки, геометрические фигуры. Интерес их заполнения часто заключается в удержании чего-то хрупкого и зыбкого. Так, в украшениях встречаются застывшие в смоле одуванчики.
Их белесые зонтики готовы улететь вместе с ветром, но ювелиры удержали момент. Так же, в шары, квадраты и листы из эпоксидки заключают засушенные цветы репейника. Встречается ювелирная смола и дерево. Тонкая ветвь в прозрачном полимере кажется парящей в воздухе.
Ювелиры пользуются текучестью эпоксидки. До затвердевания полимер принимает любые формы, как и сплавы металлов. Возможна проработка поверхности изделий. Так, на листочках делают углубления в виде жилок, на клубничках – ямки-зернышки.
Но, «поиграть» можно и с цветом смолы. В тренде, к примеру, кольца угловатой формы, на передней площадке которых застыла лазурная волна. Это напоминание о море, его свежести.
Глядя на изделие, задаешься вопросом, где купить ювелирную смолу. Ответ: в лавках с товарами для хобби и творчества. Там же торгуют красителями. Их добавляют в полимер вместе с отвердителем.
Кроме украшений для людей, из эпоксидки создают декор для домов. Смола застывает в светильниках, вазах, рамках для фотографий и зеркал. Полимером заливают столешницы.
С заключенными в слой смолы цветами, бусинами, лепестками, да хоть болтами и гайками, мебель становится произведением искусства. Работы авторские. Отсюда солидные ценники за товары, приобретаемые у сторонних мастеров. Может, начать создавать красоту самим? Ознакомимся со стоимостью исходного материала.
Цена ювелирной смолы
Купить ювелирную смолу можно в упаковках разной фасовки. Прозрачная смесь стоит в районе 800 рублей за килограмм. В плане производства украшений – выгодный вариант, а вот на декорирование мебели придется потратиться. Если приобретать загрязненную эпоксидку, за кило отдашь всего 300-400 рублей.
На цену ювелирной смолы влияет и имя производителя. Зарубежные образцы бывают в 3 раза дороже отечественных. Самый бюджетный вариант – самостоятельное приготовление смолы.
Компоненты для нее продают химические лаборатории, в том числе и через интернет. Только вот, где взять реактор? В общем, изготовление эпоксидки дома невозможно. Зато, там можно приготовить формы для смолы.
Используют силикон. В домашних условиях он затвердевает, сохраняя объем. Заливать силикон удобно в обычный пластилин. После отделения форм их промывают и высушивают. Можно заливать эпоксидку. Формы собственного производства дают свободу фантазии. В продаже не всегда есть нужные варианты.