Обучение ювелирному делу        30 марта 2018        1905         0

Поры и раковины в металле ювелирного изделия

Всем привет! На связи Александр Степанов. Сегодня хотелось бы поговорить на такую противную для всех начинающих ювелиров тему, как поры в металле, будь то золото или серебро. Я тоже много понервничал и позлился в процессе обучения из-за данной проблемы.

Возможные причины появления раковин и пор

Приходишь в мастерскую с предвкушением предстоящей работы, льёшь металл в опоку, разбираешь её и хорошо если поры и раковины в металле обнаруживаются на данном этапе, ведь их сразу можно подпаять, обработать и продолжить дальше. Но бывает так, что вроде всё чётенько, никаких пор, казалось бы нет.

Поры-и-раковины-в-металле-ювелирного-изделия-1

Мелкие поры в золотом сплаве

Принимаешься за подгонку размера, кольца например, потом вставляешь камни, обрабатываешь все шероховатости наждачной бумагой и вот вроде осталось самое приятное — это финишная полировка и чистка готового изделия.

Однако, в процессе финишной полировки, вылазят мелкие поры в металле, как-будто кто-то мелкой солью посыпал или того ещё хуже бывает, что обнаруживается скрытая внутренняя полость в металле и при обработке она просто проваливается и образуется раковина.

Тут конечно настроение портится, ведь столько работы уже проделано и что теперь делать, так оставить это дело нельзя и в таком виде не отдашь кольцо клиенту. Хотя мне попадались такие ювелиры, которые отдавали прямо так, объясняли это тем, что ведь это ручная работа, тем более вы нам принесли лом разных изделий и при смешивании сплав металла становится не устойчивым и появляются поры.

Я так, скажу честно, не могу, хоть убей меня, я лучше ещё сто раз перезалью металл, испорчу кучу опок, потрачу силы и время, но отдавая буду спокоен. Ведь нам ювелирам, только и надо увидеть довольное, восхищённое лицо человека, который доверился.

Решение проблемы пор и раковин в ювелирных отливках

Итак, что же с этой проблемой делать. По-своему опыту могу сказать, что поры у меня часто появлялись, когда я сильно долго, по какой-то причине грел металл перед заливкой. Ну например, греешь его, раз горелка потухла, пока поджёг сплав уже чуть остыл.

Начинаешь опять, потом вроде всё хорошо, забыл картошку обрезать. Ну бывает так, конечно сейчас найдутся люди, которые скажут, что я рукожопый и мне нельзя заниматься ювелирным делом. Но я говорю как было у меня.

Поры-и-раковины-в-металле-ювелирного-изделия-2

Раковины в ювелирных отливках

Также, мною было замечено, что если заливать один и тот же металл несколько раз подряд, то вероятность образования пор и скрытых полостей возрастает. Объяснить это не могу, так как не разбираюсь в драгоценных сплавах на молекулярном уровне.

Могу сказать, что получается идеально, когда вы кладёте абсолютно чистый лом в китайскую или самодельную опоку, греете, как только начинает плыть, добавляете немного буры и плавите до жидкого состояния и сразу давите картошкой или свеклой, ну или глиной, но честно глиной у меня никогда не получается.

Вот для меня это идеальная схема литья, при которой в 90% случаях металл не содержит пор вообще никаких. Хочу заметить, что говорю в основном о золотом сплаве, с серебром я перестал работать из-за того, что металл дешевый и люди не готовы платить за работу такие деньги, хотя работа что с золотом, что с серебром выполняется одна и та же. К тому же бывало люди вообще не приходили за своими серебряными заказами, а с золотом этого не происходит, люди его ценят и платят за работу исправно.

Родирование и позолочение не решит проблему пор и раковин

Помню когда у меня в очередной раз проявились мелкие поры при финишной полировке, я подумал вот бы чем-то их залить аккуратненько, отполировать и было бы хорошо и конечно мой взор устремился к родированию металла.

Я предположил, что если покрыть толстым слоем родия или позолотить, то поры закроются. Не долго думая я купил аппарат для родирования карандашом, к нему приобрел электролит с родием и принялся заливать поры родием.

Поры-и-раковины-в-металле-ювелирного-изделия-4

Глубокие раковины в золотом кольце

И что вы думаете, нифига они не заливаются, как были поры так и остались. Я часами сидел и елозил карандашом в надежде, но результат оставался прежним, к тому же если полировать сверху родий, то он очень быстро стирается и поры опять видны. Конечно, может в промышленных условиях и можно как-то нанести большой слой, но мы ведь говорим о ювелирном деле в условиях обычной мастерской.

Припой как вариант

В итоге остался один вариант — это паять места с порами припоем. И тут началось, получается у вас в кольце стоят камни, уже почти достигнут идеальный глянец и надо паять, а греть опять металл означает его потемнение, камни конечно надо вытаскивать, а крапаны вы уже обработали, подточили их — это говорит о том, что при повторной закрепке вставок, крапаны будут их держать уже не так надёжно, как в первый раз.

Также есть ещё такой момент, что припой может отличаться по цвету от сплава кольца и когда вы его отполируете это будет хорошо заметно. В общем такая это мерзкая проблема.Если же всё-таки решились паять место с порами и раковинами, то как следует надо зачистить его, я беру вообще мелкое сверло и им обрабатываю раковину перед пайкой. Бывало так, что поры были мелкие и не глубокие.

Поры-и-раковины-в-металле-ювелирного-изделия-3

Их я убирал наждачкой мелкой, обрабатывал до тех пор пока не будет идеально. Однако, надо понимать когда остановиться, ведь у вас в руках драгоценный металл человека, сделавшего заказ и вам надо будет отчитаться за расход, либо брать излишние потери металла на себя.

Также при стачивании металла в области пор может нарушиться симметрия изделия, поэтому злоупотреблять данным методом нельзя. Больше инновационных каких-то методов я пока не изобрёл.

Ищите проблему в сплаве, в температурах при заливке металла, как опоки так и самого золота или серебра. Не забывайте про чистоту металла. Давайте подведём итог и сделаем выводы. Причиной появления раковин и пор в ювелирных отливках могут быть:

— перегрев или недогрев металла (рекомендую попробовать температуру 990 — 1075 градусов);

— перегрев или недогрев опоки (рекомендую попробовать температуру 550 — 700 градусов);

— грязь в исходном сплаве;

— лигатура, применяемая при создании сплава различных проб;

— рыхлая структура формомассы в опоке;

— литьё одного металла подряд несколько раз;

— неправильная сборка «ёлки», плохо пропаянные подходы к изделиям, которые должны быть гладкими со всех сторон.

Только проводя эксперименты и делая выводы можно добиться идеальной структуры сплава в ювелирных изделиях. На этом буду заканчивать, пишите в комментариях, что вы думаете по данному вопросу, может есть какие-то способы удалить поры на полированном изделии, расскажите, мне и другим читателям будет интересно и полезно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *