Обработка камней мастерами древности
В древности обработка драгоценных камней была несложной. Мастера ограничивались обкалыванием, резьбой, шлифовкой и полировкой камня. В эпоху раннего Средневековья обработка камней усложнилась. Сначала их шлифовали на мелкозернистом песчанике, потом полировали на свинцовой плите с помощью кирпичной муки. В итоге получались выпуклые камни с блестящей поверхностью. Обработанные камни находили применение в разнообразных изделиях.
Ими украшали кубки, оружие, одежду, церковную утварь. В основном использовали аметисты, горный хрусталь, изумруды, сапфиры, бирюзу, сердолик.
Техника обработки цветных камней
Техника обработки цветного камня значительно усовершенствовалась в Западной Европе в XIV—XVвв. В XIV в. в Германии появились так называемые «шлифовальные мельницы» с водяным или ручным приводом.
На развитие ювелирного дела существенное влияние оказала эпоха Возрождения. Известный итальянский художник-ювелир Бенвенуто Челлини создал уникальные образцы изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Мастера Милана и Флоренции изготовляли столешницы из лазурита, жадеита, малахита, яшмы, агата, аметиста.
В XVI в. в некоторых странах появились первые кабинеты минералогии. В 1600 г. в Париже была открыта технология, позволяющая огранить алмаз в форме бриллианта.
В Западной Европе в XVII—XVIII вв. цветные драгоценные камни стали использоваться и для изготовления различных настольных украшений, таких как шкатулки, статуэтки, часы, письменные приборы.
В России применение цветного камня несколько отличалось от Западной Европы, Среднего Востока и Средней Азии. А. Е. Ферсман писал: «Хорошего каменного материала в нашей стране было мало в противоположность Западу, где культура камня возникла вокруг прекрасных и многочисленных месторождений его.
И хотя на Западе на смену палеолиту пришел век полированного камня, у нас в России всё ещё очень долго применялись грубо обтесанные кремни — грубые изделия старого палеолитического типа, причем из-за отсутствия месторождений хорошего кремня широко использовались некоторые другие горные породы (кварциты, песчаники, граниты и т.д.)».
В основном у нас находили применение халцедон, кварц, кварцит, яшмы и кремень. В Средние века на Руси использовали янтарь, светлый аметист, речной жемчуг, а также гагат, обсидиан, мраморный оникс, которые попадали на нашу территорию из Закавказья, бирюзу, лазурит и лал из Средней Азии.
В изделиях с драгоценными камнями, которые были изготовлены до XVII в., использовались в основном камни из других стран. В то время ещё не были открыты месторождения русских самоцветов для ювелирных изделий.
Добыча камня
Добыча камня на территории России началась в середине XVII в. На Урале в 1635 г. обнаружили малахит, по рекам Восточной Сибири были открыты месторождения агата, сердолика, яшмы и халцедона. При Петре I были обнаружены месторождения горного хрусталя, бериллов, аметистов, раухтопаза.
При Екатерине II стало стремительно развиваться камнерезное
построили Екатеринбургскую гранильную фабрику, а позднее на Алтае — Колыванскую шлифовальню.
В XVIII и XIX вв. из лучших строительных декоративных камней возводили дворцы, мосты и соборы. В конце XVIII в. в России стал развиваться народный камнеобрабатывающий промысел. На Урале гранили бериллы, топазы, горный хрусталь, полировали яшмы, малахит и прочие минералы.
Из цветного камня на Алтае и в Забайкалье изготавливали вазы, столешницы и другие предметы, получившие известность по всему миру. В 1820-1850 гг. были открыты месторождения изумрудов, топазов демантоидов, цирконов, рубинов хризолитов, алмазов и пр. В XIX в камнеобрабатывающее искусство достигло в России высокого уровня. Уральский малахит стал известен на весь мир. Из него изготавливали подсвечники, столешницы вазы, письменные приборы и пр. В Зимнем дворце есть целый малахитовый зал.
Яшма пользовалась не меньшим успехом. Из неё изготавливали столешницы, вазы, колонны торшеры.
Из полудрагоценных камней в начале XIX в. стали изготавливать браслеты, перстни, табакерки. Применяли сердолик, агат оникс, топаз, коралл и аквамарин.
В 1848 г. в России была основа’ на ювелирная фирма, которой руководил К. Фаберже. Для изделий, производимых фирмой, использовались лазурит, белый кварц, розовый кварц, яшма, нефрит, родонит, горный хрусталь. В начале XX в. мастерские стали выпускать настольные украшения из камня, скульптуры людей и животных, каменные цветы, пасхальные яйца.
Все эти изделия пользовались большим спросом и стоили очень дорого.
В конце XIX в. был открыт синтез драгоценных камней группы корунда. На рынок благодаря французскому химику М. А. Вернейлю стали поступать синтетические рубины, а потом сапфиры и шпинель.
Следует сказать, что драгоценные камни находят свое применение не только в ювелирном деле, но и в промышленности. Например, большая часть всего объема бурения выполняется благодаря алмазным коронкам. Применяется этот драгоценный камень и в металлообрабатывающей промышленности, приборостроении, металлургии и т. д.
Цирконы используют в ядерных реакторах, авиационной и металлургической промышленности; корунды применяются в оптических квантовых генераторах, химической промышленности, электронных приборах; турмалин нашел свое применение в оптике и радиоэлектронике, а кварц — в оптике, стекольной и абразивной промышленностях, радиоэлектронике и т. п. Использовались и используются камни в строительном деле. Например, интерьер Московского метрополитена украшают кварцит, яшма, родонит.