Шейхи египта, их сокровища и золото

Золото египтян

 Шейхи-египта-их-сокровища-и-золото-1Изобилие золота и драгоценных камней, таинственно мерцающих в сумрачных покоях пирамид, создает впечатление, что на земле Египта сокровища были рассеяны как песок. Однако на самом деле сверкающая роскошь драгоценного металла, привлекшая грабителей и авантюристов, создавалась тяжелым трудом.

 

 В Древнем Египте золото ценилось очень высоко. Этот стойкий, не разрушающийся со времен металл был незаменимым материалом, из которого мастера изготавливали свои украшения, лучшие статуи и роскошные саркофаги. Безупречность и благородство золота наделили его в глазах людей некой магической силой, так привлекавший правителей.

 

 Украшения, найденные археологами в гробницах фараонов, свидетельствует о том, что ювелиры еще в самые древние времена освоили самые сложные техники и творили с большой изобретательностью. Изделия, уцелевшие в погребениях, столь совершенны, что может показаться даже, что их обрабатывали на современных станках, а не древние мастера в ручную в мастерских при храмах и царском дворце, под надзором чиновников и по заказу великих жрецов или самого фараона.

Золото в изобилии

 Восхищаясь книгами иллюстрациями в альбомах по искусству или прогуливаясь по залам Египетского музея Каира, мы невольно начинаем думать, что в Древнем Египте золото текло рекой. Этот драгоценный металл действительно везли по дорогам страны в больших количествах. В первую очередь, он добывался на рудниках.

 

Шейхи-египта-их-сокровища-и-золото-2В Египте крупнейшие золотые рудники были расположены в горах Вади-Хам-мамата, к востоку от Луксора. К тому же, одерживая победы в боях и собирая дань с побежденных, войска фараона привозили домой благородный металл из других стран: из Эфиопии или Нубии, из края Пунт, из Южной Аравии, из Сирии, из Месопотамии… Очень рано египетские ювелиры овладели самыми разнообразными техниками, при помощи которых они могли изготавливать роскошные украшения и великолепные саркофаги фараонов.

 

 Изучив ряд барельефов в гробницах Древнего царства, мы получим представления об этом совершенном искусстве. На них изображен, к примеру, весь процесс изготовления ожерелья, начиная со взвешивания золота под внимательным взглядом писаря, и заканчивая показом законченного изделия. Мы можем увидеть и промежуточные этапы работы: подмастерьев, разжигающих огонь под тиглем при помощи тростника, плавку металла…

Искусные мастера

 Некоторые скульптуры и росписи доказывают, что ремесленники той эпохи отличались весьма богатым воображением. Так, мы можем увидеть кузнечные мехи – остроумную систему из двух бурдюков, привязанных к ногам работников: когда они наступали на один из них, второй наполнялся воздухом, и таким образом в печь непрерывно поступал кислород.

 

 В результате горения происходило более полно, можно было добиться действительно высоких температур и значительно сэкономить усилия. Нам известно, чтобы изготовить сосуд, мастера выковывали детали из раскаленной металлической пластины. Ювелир должен был постоянно возвращать остывающую заготовку на огонь, чтобы она раскалилась заново.

 

 В конце работы он вытравливал поверхность изделия, чтобы придать ему более однородный вид. Отметим также, что ремесленники очень рано освоили технику крепления, при которой разноцветные камни вправлялись в металлическую оправу; филиграни; чеканки и инкрустации.

 

 Мастерство древнеегипетских ювелиров было настолько совершенно, что они могли даже изобразить в золоте растительные мотивы и инкрустировать их полудрагоценными камнями: подтверждение этому мы находим на одной из фресок гробницы Небамона в Фивах: служанки надевают на шеи хозяев и гостей ожерелья с цветами.

 

Золото действительно было везде: в ожерельях, которые носили и женщины, и мужчины, в статуях, в повседневной жизни и в религиозных обрядах. Его часто сочетали с такими полудрагоценными камнями, как бирюза, которая добывалась на Синае, красный сердолик, который собирали в пустыне, и темно- синий лазурит, привезенный из Афганистана. Порой бирюза заменялась полевым шпатом; также вместо драгоценных камней могло использоваться разноцветное стекло.

Золото фараона

 Шейхи-египта-их-сокровища-и-золото-5Разве можно говорить о золоте древних египтян и не вспомнить об удивительном сокровище Тутанхамона? Его саркофаг, изготовленный из сотни килограммов благородного металла, был самым невероятным достижением ювелирного искусства этой цивилизации. Даже сегодня нам не верится, что мастерам удалось равномерно нагреть такую массу золота при нанесении красочной эмали. Более того, они сумели вправить драгоценные камни в золото, ничуть их не повредив!

 

 Не стоит забывать и о том, что, помимо саркофага, в гробнице Тутанхамона были найдены все украшения, которые юный фараон забрал с собой в загробный мир. Всего археологи извлекли на свет сто сорок три изделия. Среди них, например, великолепный браслет, украшенный большим резным скарабеем из лазурита. Ювелир сумел сделать даже объемные золотые лапки и усики насекомого.

Некрополь Таниса

 Украшения и другие изделия из золота, которые во время погребения помещали на мумии фараонов, известны нам не только благодаря сокровищам Тутанхамона, но также и благодаря царскому некрополю Таниса. Здесь находятся гробницы XXI и XXII династий, правивших в 1070-735 годах до н. э. Их открыл в 1939 году французский археолог Пьер Монте. В одной из усыпальниц с великолепной золотой маской покоился фараон Псусеннес I, живший в 1044-994 годах до н. э. Брови и глаза маски выполнены из черного и белого стекла, инкрустированного в металл. Снизу она заканчивается ожерельем из чеканного золота, а на лбу царя красуется кобра-защитница.

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *