Поталь изготавливается на основе сусального золота. Его родиной считают Индию. Там впервые «раскатали» драгоценный металл в листы толщиной в доли микрона. В них торговцы страны заворачивали дорогие сладости. Сусальным материал назвали уже позже. Понятие переводится как «лицевая поверхность». Блестящий материал был призван украсить их. Специально обработанным золотом декорировали дворцовые интерьеры, убранство храмов и их купола.
По стандартам, листы сусали должны быть не толще четверти микрона. Минимальный показатель – 0,1 микрон. Материал буквально просвечивает. Молекулы расположены всего в пару слоев. Толщина обусловлена не только ловкостью, умениями мастера, но и назначением продукции. Поталь для наружных работ, к примеру, отделки куполов церквей более широкая. Пленка для картин, ваз, мебели, книг – тонкая.
Сусальное золото применяют даже как добавку к еде. Чистый металл инертен, не скатывается в комки с острыми углами. Пищевая добавка из драгоценного элемента называется Е175. Ее функция, как и любого сусального золота, эстетическая. Е175 посыпают торты, пирожные, чтобы придать им особый лоск и привлекательность. В Японии добавку помещают даже в кофе. Позолоченным напитком наслаждаются эстеты, коих в стране Восходящего Солнца немало. Желтые хлопья встречаются даже в водке. Таковую выпускают на Украине. Именуется марка «Золотая полуботка».
Состав декоративного покрытия, не предназначенного для употребления в пищу, не всегда ограничен только золотом. К желтому металлу добавляют кадмий, медь, серебро. В качестве добавок так же используют свинец, палладий, никель, цинк. От того, какой элемент и в каких количествах стал примесью к золоту, зависит цвет сусальной материи. Она может быть желтой, зеленой, красной, оранжевой, белой.
Изобретены автоматы, изготавливающие сусальное золото. Техника дорогостоящая, редкая. Поэтому, многие куют материал по старинке. Слово куют употреблено не случайно. Все начинается с расплющивания драгоценного слитка на наковальне. Итог – тонкая лента металла. Ее делят на небольшие участки. Каждый из них вновь отдают «на растерзание» наковальне. Молоты превращают куски золота в пленку. Она тоньше человеческого волоса. Вот как зрительно выглядят доли микрона.
Листы могут прилипнуть к наковальне, порваться, замяться. Чтобы избежать этого, их помещают между так называемыми «снастями» из пластмассы. В старину вместо нее использовали бычьи кишки. Сегодня такой необходимости нет.
Прокладывают иными материалами листы сусального золота и при продаже. Между драгоценными пленками находится папиросная бумага. Она так же предохраняет тончайшие слои металла от слипания, сминания. Поскольку часть пачки занимает целлюлоза, стопки с золотым материалом называют книжками. В одном таком «издании» 60 листов. Есть и версии, где их 10. Весят стопки всего лишь несколько граммов.
Покупателям не позволяют прикасаться к товару. Причина все та же, — золото может порваться. Но как переносить его на обрабатываемую поверхность? Для этого драгоценные листы совмещают с шелковой бумагой. Два материала совмещают под давлением. Такая поталь называется трансферной. Ей украшают поверхности по принципу наклейки, аппликации.
Если же листы не снабжены специальной подложкой, их называют свободными. Такие пленки подхватывают широким ножами, вырезают из них нужную фигуру. Выделенный элемент накладывают на декорируемую поверхность. Таковой может стать даже человеческое тело. Сусальное золото все чаще используют в своей работе визажисты и мастера боди-арта. Драгоценную пленку часто накладывают на моделей перед журнальными съемками, видеороликами. Так, героиня рекламы духов «212» от Каролины Эрреры покрыта именно сусалью.
Не известно, знают ли западные звезды, что сусальным тончайшее золото назвали именно на Руси. Здесь же в старину располагался крупнейший в мире центр по производству драгоценной пленки. Ее ковали на фабрике «Пашихонь». Она работала в Ярославской области. Сейчас предприятия нет. Зато, в стране открыто множество других предприятия, производящих сусаль. Одно из них – Московский завод цветных металлов. У него в больших объемах закупают тончайшие листы золота дизайнеры интерьеров. Они отвечают на спрос клиентов, желающих воссоздать вокруг себя роскошь старинных дворцов.
Стоит заметить, что в современном мире сусальными бывает и серебро. Однако, первым стали использовать золото, и тому есть объяснение. Именно желтый металл обладает максимальными показателями ковкости, пластичности. Невероятная мягкость и податливость не позволяет ювелирам использовать для украшений чистое золото. Серьги, кольца, браслеты из такового деформируются от малейшего воздействия на поверхность. Вот и приходится смешивать драгоценный металл с цинком, медью, палладием. Они придают сплаву твердость.
Для потали же податливость золота только в плюс. Всего из одного грамма желтого элемента можно получить проволоку в два с половиной километра длинной. При ковке сырье нагревается. Как проволоке, так и листам сусали требуется около 15-ти минут, чтобы остыть. Только после этого пленки складывают в стопки. Цикл производства сусали занимает обычно около 5-ти часов. В России установлены стандарты для листов сусали. Они квадратные. Каждая сторона фигуры равна 91,5 миллиметра.