Золочение начали применять в древнем Египте. Но тогда, это было приклеивание тонких слоев драгоценного металла к какой-либо поверхности. Египтологи назвали технику листовой. Сейчас позолоту накладывают иначе. Метод именуют гальванический. Под воздействие тока частицы золото прогоняют через так называемый электролит. Это раствор солей калия. Используют и некоторые кислоты. В итоге, драгоценный металл оседает на другой поверхности равномерным слоем.
Отсюда, и понятие золочение. Это покрытие архитектурных объектов, иных конструкций, украшений тончайшим слоем золота. Обычно ширина покрытия не превышает 3 микрометров. Однако, допускается и показатель в 25 микрометров. Такой слой наносят, если объект золочения будет подвергаться трению. Перестраховка иногда необходима при обработке составных деталей промышленной техники. При воздействии химических составов, снега, пыли позолота изнашивается. В год может стираться до одной сотой микрометра.
Несмотря на толщину, напыление надежно держится на носителе. Процесс гальванизации позволяет связать золото и материал-подкладку на молекулярном уровне. Структурные решетки двух материй скрепляются между собой.
Считается, что для позолоты используют только высшую пробу драгоценного металла 999,9, то есть его в чистом виде. Но, в сфере интерьера и автотюнинга используют и другие пропорции. Так, одна из московских компаний предлагает нанести на поверхности розовое золото 585-ой пробы и зеленую разновидность металла 750-ой пробы. Поверхности покрывают и платиной, палладием, даже иридием.
В декорировании интерьеров используют и сусальное золото. Название переводится как «лицо», подразумевается обработка лицевой поверхности чего-то. Здесь техника нанесения позолоты как раз напоминает египетскую, поскольку сусальное золото – это тончайшие листы металла. Они не так крепко держаться на поверхности, зато, наносятся на любую основу. Внешне листы сусального золота напоминают желтую фольгу. Они легко принимают форму любых предметов.
Сусальное золото широко применяется и в церковном деле. Им оформляют купола храмов, иконы, внутренне убранство молельных мест. Церкви, в основном, из камня или дерева. Драгоценные листы к этим материалам крепят на специальный клей. Гальваническое же покрытие схватывается только с металлами, поэтому не дает простора фантазии для дизайнеров интерьера и архитекторов.
Не секрет, что придание разным поверхностям эстетической привлекательности одна из основных задач золочения. С его помощью часто реставрируют украшения, заполняя неровности и трещины. Обрабатывают и новые изделия. Ювелиры именуют процесс подсветкой. Дело в том, 999 проба ярко-желтого, солнечного цвета, но не подходит для изготовления украшений. Они не держат форму, гнутся. Для крепости необходимы примеси, но тогда цвет меняется. Выход из ситуации покрыть изделие позолотой. Оно станет привлекательнее, особо не прибавив при этом в цене.
Наносят золочение и для герметизации. Неблагородные металлы надежно защищены от окисления и коррозии под слоем золота. Хотя сам драгоценный металл высшей пробы мягок и податлив, после гальванизации, он становится прочным, способным противостоять внешним воздействиям, даже трению и ударам. Показатель прочности золочения вдвое больше, чем у литого золота.
Однако, чтобы произошла идеальная «состыковка» металла с поверхностью, ее необходимо грамотно подготовить. Если не провести обезжиривание, позолота будет плохо держаться. Сальность убирают с помощью горячих растворов кальцированной соды и фосфатов. Потом основу для золочения тщательно промывают в воде.
Только после этого, наносят на нее драгоценный металл методом гальванизации. Иногда, его еще именуют осаждением, но это неправильно. Осаждением являлась позолота, которую получали с помощью ртути. С ней смешивают драгоценный металл и наносят на поверхность. Ртуть испарялась, оставляя тонкий, ровный слой золота. Но, прочность такого золочения уступает гальваническому, поэтому метод практически не используют в современности.
Позолота в электротехнических изделиях всегда необходима. Прятать драгоценное сырье внутрь телевизора или компьютера не станут без нужды. Как уже указывалось, золото, чаще всего, защищает детали от трения и износа. А вот в ювелирной промышленности, использование покрытия не всегда к месту. Иногда, позолоченные изделия выдают за украшения из чистого золота. Бывает и такое, когда позолота сделана не по стандарту и моментально стирается. Как распознать обман?
Если продавец утверждает, что изделие золотое, на нем должна быть проба. У позолоты ее нет, зато присутствует маркировка gold plate. Это символ покрытия чистым золотом с использованием гальваники. Такое золочение так же обозначается 24K GP. Символ является расшифровкой каратности покрытия. Не бывает позолоты с показателем 14 или, к примеру, 18 карат.
Плоские поверхности могут быть позолочены методом накатки. Он обозначается gold filled. На часы, медальоны при высоких температурах крепят фольгу из благородного металла. Серьги, кольца, браслеты изогнуты, значит, не могут иметь указатель gold filled.
Если заявлена позолота, при этом указана ее проба, значит, золота в ней и вовсе нет. У гальванического покрытия проба не указывается. По стандарту это может быть только чистый металл.Купив изделие (естественно с чеком) следует пойти к ювелиру. У него должен быть специальный аппарат. Тонкой иглой он прокалывает позолоту и берет пробу материала под ней. Так можно выявить лжеукрашение из золота. Прокол минимален и незаметен невооруженным глазом.
И, еще один факт напоследок. Белое золото не используют для позолоты. Если поверхность изделия светлая, это обман или посеребрение. Ионы серебра, также как и золота, можно наносить тонким слоем на другие металлы.
https://www.youtube.com/watch?v=m-plnaakMus
Вы пишите, что не бывает позолоты в 14 и 18 карат. Т.е. вся фурнитура (той же Южной Кореи) с указанием каратности 14 и18, обман? Делаю крашения, поэтому для меня это важный момент. Тогда что это может быть за покрытие, если не золото?
Я живу в России и писал о положении дел в этой стране, про Южную Корею не скажу, не знаю!