Фаянс. История возникновения и особенности изготовления фаянса

История возникновения фаянса

Фаянс-История-возникновения-и-особенности-изготовления-фаянса-1В итальянском регионе Тоскана есть город, известный всему миру своими фаянсовыми изделиями. Город с населением 50 тыс. человек по-итальянски так и называется — Фаэнца(Faenza), что по-русски означает Фаянс. Более полусотни мастеров, получивших образование и профессию в местном Институте керамического искусства, производят в городе художественные изделия из керамики.

Производство керамических изделий восходит здесь к XIV столетию. К началу 1900-х годов слава города облетела уже многие страны, и в 1908-м в Фаэнце был торжественно открыт Международный музей керамического искусства, в котором помимо изделий местных мастеров представлены произведения художников-керамистов из других областей Италии и из стран Европы и мира.

Как отметил, выступая в местном муниципалитете, мэр Фаэнцы Пальмиро Ди Мариа, в этом музее собраны керамические изделия всемирного значения, и музей является главным центром культурной деятельности города.

Изделия керамистов Фаэнцы отличаются большим разнообразием и по форме, и по материалу. В музее они выставляют лишь наиболее удачные образцы своей продукции, принося их из своих мастерских, в которых работают как по собственному вдохновению, так и по заказам, поступающим от горожан и от посетителей города, приезжающих сюда из многих стран мира. В музее выставлены также современные керамические изделия, выполненные Пикассо, Матиссом, Шагалом, Кокто, Лежё и другими знаменитыми художниками.

История керамических росписей

Фаянс-История-возникновения-и-особенности-изготовления-фаянса-2История керамических росписей в Фаэнце восходит к любовным приключениям в XV веке главы этого города Галеотто Манфреди. Глава Флоренции Лоренцо Медичи для установления добрых отношений между Фаэнцей, которая административно входила в тогдашнюю территорию Тосканской области, и Болоньей решил примирить эти два города, выдав дочь главы Болоньи Франческу за Галеотто Манфреди.

Но у этого синьора была любовница, некая Кассандра Павоне, дочь нотариуса из Феррары, и молодой супруг не был намерен отказываться от ее амурных услуг после женитьбы Он привез ее в Фаэнцу и поместил в местный монастырь, в отдельную келью, под именем сестра Бенедетта.

Любовная связь с ней молодого мужа довела Франческу до умопомрачения, и однажды, 31 марта 1488 года, она в припадке отчаяния собственноручно лишила его жизни. История убийства Галеотто Манфреди стала достоянием городских масс, которые встали на сторону убитого и его любовницы.

Все это могло бы остаться в анналах истории, но фамилия любовницы Галеотто была, как сказано, Павоне, а по-итальянски это означает «павлин». С тех пор павлиний хвост и павлиньи перья стали в Фаэнце одним из традиционных украшений керамических изделий.

При входе в Международный музей керамики в Фаэнце открыт для бесплатного посещения зал мастерских керамического искусства. Экспозиция всех мастерских, участвующих в проекте (а их, как уже было сказано, более 50), позволяет дать разнообразное представление о керамическом производстве в Фаэнце.

В основе фаянса лежит пластическая глина с примесью мелкого песка, гипса и мела. Стенки такой посуды, в отличие от фарфоровой, полностью непрозрачны, более толсты и абсолютно «немузыкальны». Но фаянс хорошо сдерживает тепло и не реагирует на кислоты.

Фаянс-История-возникновения-и-особенности-изготовления-фаянса-4Название Фаэнца (Фаянс) постепенно распространилось на обозначение вообще всех итальянских изделий из этой разновидности белой глины. Они различаются по сложности изготовления. Наиболее простые хозяйственная утварь: кружки, умывальники, посуда для повседневного использования — делаются из поливного фаянса на гончарных станках.

Вручную лепятся посудные ручки, носики для чайников и различные украшения. После предварительного обжига изделие становится более твердым. Но требуется вторичный обжиг, и изделие становится дороже.

Вазы, блюда, художественная посуда и другие украшения из легкоплавкой глинистой массы фаянса отличаются от прочих изделий (изразцов, черепицы, облицовочной плитки) только тщательностью и художественным характером обработки.

Главное внимание обращается на изящество формы укравшений с последующим наложением цветных и белых рисунков и окончательной отделкой кистью. Этот способ в Италии называется пастильяджо (pastigliaggio).

Эмалированный фаянс производился в XVI-XVIII столетиях для столовых сервизов и художественных украшений. В настоящее время он почти не употребляется для столовых сервизов и производится только как подобие старых итальянских фаэнцам для различных украшений и для выделки цветных и белых изразцов.

Способ этот не допускает исправления рисунка, потому что при любом касании кисти краска моментально впитывается, поэтому требуется большой навык и уверенность в знании рисунка. Неудобство этой живописи вознаграждается прочностью окраски и мягкостью полученного рисунка.

Окрашивания по обожженной поливе зародилось в XVIII столетии, и этот способ вследствие удобства при раскраске посуды вошел во всеобщее употребление.

Посетители зала мастерских керамического искусства при Международном музее керамического искусства в Фаэнце могут ознакомиться с образцами изделий местных мастеров и даже заказать копии понравившихся им предметов.

Фаянс-История-возникновения-и-особенности-изготовления-фаянса-7Но культурная жизнь Фаэнцы не ограничивается экспозициями музея керамики. В городе интенсивно развивается культурная жизнь благодаря присутствию многочисленных туристов из различных стран. Работают два театра — театр Мазини и Дом Театра (Casa del Teatro).

Открыт художественный музей Pinacoteca, в котором представлены произведения не только местных художников, но и таких авторов, как Донателло, Пальмедзано, Досси и др.

Наиболее представительные выставки провинции, например Сельскохозяйственная ярмарка, располагаются в Провинциальном ярмарочном центре. Коммунальная библиотека насчитывает 400 тыс. томов. Во Дворце экспозиций размещаются наиболее престижные выставки искусства и культуры.

Но внимание посетителей из других стран не могут не привлечь такие объекты, как кафедральный собор XV века на площади Свободы (Piazza della Liberta), а за ним — Дворец епископа, построенный в XII веке. Во дворце Подеста, бывшем помещении коммунальной магистратуры, открыт зал многофункциональной культуры.

В палаццо Мильцетти, одном из архитектурных зданий эпохи итальянской неоклассики (1792-1805), представлены наиболее эксклюзивные образцы темперной живописи, В Государственном архиве можно увидеть такой старинный документ, как пергамент 979 гида. Город Фаэнца живет активной культурной жизнью.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *