Технология нанесения ювелирной эмали на украшения из золота

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-2Соли кремния – вот основа ювелирных эмалей. К ним добавляют различные красители для получения нужного цвета. Вводят в состав и окиси бария, калия, натрия, сурьмы, свинца. Полученные эмали принято так же называть тугоплавким стеклом. Оно «сцепляется» с металлом, образуя прочную связь. Для того, чтобы это случилось, требуется температура около восьмисот градусов Цельсия. Такой показатель поддерживают в специализированных печах, которые ювелиры именуют муфельными.

 

Прежде, чем попасть в их «чрево», эмаль должна пройти несколько этапов. Сначала ее толкут. Чаще всего состав продается в виде небольших плиток, размельчают которые в ступках. Бывает и уже готовый парашек. В этом случае, эмаль сразу размешивают в воде. Цель – получить смесь, напоминающую по консистенции сметану.

 

Прежде, чем наносить «сметану» на золотую поверхность, ее грунтуют. Так, сцепление будет надежным, эмаль не стечет, равномерно распределится. Это особенно важно, если состав наносится на выпуклый контур. Поверхность металла должна быть обезжирена. Чтобы слияние двух сред было более крепким, на золотой основе создают дополнительные микроскопические шероховатости.

 

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-1Следующий этап – обжиг эмали. Однако, прежде, чем начать его, необходимо дать составу полностью просохнуть. В противном случае, в слое останется воздух. Попав в печь, его пузырьки прорвут эмаль, испортив поверхность. Даже правильно подготовленная, обожженная эмаль требует полировки после того, как ее достали из топки. После «отглаживания» поверхности, ее вновь помещают впечь для вторичной обработки высокими температурами.

 

Особый случай – наличие в украшении эмалей нескольких цветов. В этом случае, процедуру придется повторять несколько раз. Дело в том, что разные оттенки ювелирного стекла плавятся при разных температурах. Восемьсот градусов – усредненный показатель. Какие-то краски размягчаются уже при семисот градусах Цельсия, а какие-то требуют температуры восемьсот шестьдесят, а то и девятьсот. Поэтому, сначала в печь помещают слой самой тугоплавкой эмали. Потом проделывают то же с остальными слоями опять же в строгом соответствии показателям их плавления.

 

Цвета ювелирной эмалей имеют номера. Их расставляют на упаковки согласно ГОСТу. Самой тугоплавкой является белое стекло. За ним по убывающей следуют розовая, синяя, зеленая, черная. Последним всегда наносят красный состав. Показатель его плавления – всего семьсот градусов.

 

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-4При плавлении эмаль растекается, равномерно заполняя все пространство. Поэтому, изначально можно нанести состав чуть небрежно. Температура «исправит» огрехи. Крайне важно ограничить участок, который нужно отдекорировать эмалью, иначе, стекло растечется по всему украшению. Границы можно сделать из тонкой проволоки, размещаемой на изделии в соответствии с эскизом узора. Однако, чаще, разделы являются неотъемлемой частью украшений. Иными словами, ювелиры изначально выплавляют цветы, листы и другие элементы из золота с углублениями, отведенными под эмаль. Полости выполняются путями штамповки, литья, гравированием или чиканкой.

 

Важно отслеживать, чтобы в состав одного цвета ни попало даже пылинки эмали другого оттенка. При обжиге точка расплывется в «кляксу», испортив поверхность. Есть и еще один «подводный камень» обжига. В печи эмаль оседает. Если стекло наложили вровень с металлическими стенками, после обжига, оно окажется на пару миллиметров ниже их. Поэтому, даже при изготовлении украшения с эмалью одного цвета, часто приходится подвергать его высоким температурам несколько раз, постепенно докладывая недостающие слои.

 

 Для случаев, когда вкрапления, разводы, перетекание одного цвета в другой, это творческая задумка, используют холодную эмаль. Ее не помешают в печь. Мастер размешает рядом капли нескольких цветов нужных пропорциях. Они растекаются красочными узорами.  Корректируется процесс специальными ювелирными иглами. Ими можно «протянуть цвет, вырисовать мелкую деталь. Холодная эмаль застывает при температуре шестидесяти, семидесяти градусов. Чтобы стекло окончательно затвердело, требуется двадцать часов.

 

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-5Иногда требуется роспись по уже готовой эмали. Для этого существуют надглазурные краски. Техника именуется «финить». Ей издревле славятся русские мастера. Центром финити считается город Ростов. Среди ювелирных брендов к методу поверхностной доработки эмали прибегают на экспериментальном заводе драгоценных металлов в Перми. В украшениях, изготовленных здесь, применяют практически все виды тугоплавкого стекла. Кольца, серьги, браслеты славятся прозрачной, матовой эмалями всех цветов.

 

Технология-нанесения-ювелирной-эмали-на-украшения-из-золота-3Инструменты для работы с эмалью у специалистов пермского предприятия стандартные: — кисть, маленькие палочки из дерева и микрошпатели. Ими мастера наносят состав на изделия.

 

Поскольку цвета эмалей задокументированны ГОСТом, золотые изделия с тугоплавким стеклом просто чинятся. При возникновении в украшениях трещин, сколов, их заполняют холодной эмалью соответствующего тона. Поврежденные участки точечно нагревают на специальных горелках. Так заводские края стекла и состав, залитый позднее, сливаются воедино. Работу следует доверить профессионалам. Эмалирование – кропотливая, сложная техника. Поэтому, собственно, она и встречается в ювелирных коллекциях весьма редко.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *